История формирования научных школ

Брянский государственный технический университет с первых дней своего существования развивался не только как учебный, но и как научный центр. В 1933-34 гг. в вузе появились научные школы, стал издаваться научный журнал «Бюллетень машиностроительного института», вышел первый сборник научных трудов «Записки БМИ». Первый выпуск инженеров начался 25 декаб-ря 1934г. Всего в 1934-35 гг. был выпущен 241 инженер. Из них выйдет значи-тельное количество руководителей предприятий и главных инженеров, некото-рые станут учеными и преподавателями вуза. Два из них станут директорами завода «Красный Профинтерн». Из числа первых выпускников в 1935г. была образована аспирантура по вагоностроению.

У истоков формирования научных школ вуза стоят учёные, начинавшие работу в вузе в довоенное время: Мержанов М.Т., Короткевич М.А., Ребиков А.А., Абрамов Н.М., Конюхов С.К., Кантор М.М., Шевченко Н.А., Камаев А.А., Никольский Л.Н., Кириллов И.И., Евенко В.И., Никольский Е.Н., Памфилов А.В., Лесков Г.И., Рыжов Э.В. 

В годы Великой Отечественной Войны научная работа для фронта стала важной частью деятельности института. Одной из первых работ, проведённых вузом для оборонных предприятий, было испытание материалов, идущих на изготовление боевой техники и боеприпасов.

Впоследствии в институте стали проводиться научно-исследовательские работы по направлениям: «Динамика и моделирование подвижного состава» (основатель – проф. Камаев А.А.), «Турбиностроение» (основатель – проф. Кириллов И.И.), «Управление качеством организационно-технических, организационно-экономических и социальных систем» (основатель – проф. Горленко О.А.), «Повышение надежности и износостойкости деталей машин технологическими методами и упрочняющей термической обработкой» (основатель – проф. Памфилов А.В.), «Технологическое управление качеством и эксплуатационными свойствами деталей машин» (основатель –Рыжов Э.В.) и др. Практически все отмеченные направления легли в основу тематики деятельности современных коллективов научных школ университета.

Создателями научных школ были ученые, впоследствии получившие мировое признание, в их числе доктор технических наук профессор Л.Н. Никольский – основатель научной школы «Динамика и прочность транспортных машин», выполнивший цикл работ по исследованию фрикционных процессов при нестационарном трении, которые позволили создать научные принципы проектирования амортизирующих устройств, также Л.Н. Никольский занимался вопросом повышения долговечности и надежности элементов подвижного состава, им был разработан метод оптимизации параметров деталей и узлов машин по минимуму усталостной повреждаемости, позволяющий создавать рациональные с точки зрения веса и размеров конструкции при обеспечении их высокой надежности. В 1971 г. научным коллективом школы были разработаны технические требования на проектирование поглощающих аппаратов вагонов, внедренные на всех вагоностроительных заводах страны.

Большой вклад в развитие и становление научной школы внес доктор технических наук, профессор Б.Г. Кеглин. Его научная деятельность посвящена проблемам нагруженности машин, повышения их качества и безотказности работы. Значительны достижения Б.Г. Кеглина в разработке методов оценки параметрической надежности при изучении процессов трения и изнашивания в тяжелонагруженных узлах, в разработке специальных композиционных порошковых материалов для фрикционных устройств транспортных машин.

Под руководством Б.Г. Кеглина был сформирован научный коллектив, занимающийся проектированием и исследованием амортизаторов удара железнодорожного транспорта. В этой области были разработаны основополагающие принципы конструирования высокоэффективных поглощающих аппаратов. В 1988 г. за разработку одного из таких устройств – амортизатора ПМК-110А, который используется на всех типах вагонов - коллектив был награжден дипломом Всесоюзного конкурса за лучшие работы по повышению надежности машиностроительной продукции и серебряной медалью ВДНХ.

В 1978 г. начались работы по научному направлению «Исследование напряженно-деформированного состояния деталей машин с учетом их контактного взаимодействия». В работах принимали участие к.т.н. В.И. Сакало, старший преподаватель Ю.П. Подлеснов, ассистент Г.А. Неклюдова. Ими был разработан алгоритм решения контактных задач качения колеса по рельсу в условиях силового взаимодействия, обладающий возможно большей универсальностью, базирующийся на использовании конечно-элементных расчетных схем. Большой вклад в развитие и становление научной школы также внесли В.В. Кобищанов, А.Г. Кузьменко, А.В. Яковлев, М.В. Зернин и др.

В 1995г. школа получила новый виток развития с созданием научного направления «Компьютерное моделирование динамики механических систем». Основатель направления – доктор физико-математических наук профессор Д.Ю. Погорелов, область научной деятельности которого – компьютерное моделирование динамики систем абсолютно твёрдых и деформируемых систем с большим числом степеней свободы, численные методы формирования и решения дифференциально-алгебраических уравнений движения.

Изначально в состав коллектива вошёл ряд молодых студентов, впоследствии закончивших аспирантуру и защитивших кандидатские диссертации под руководством профессора Д.Ю. Погорелова. В рамках работы научного коллектива получили развитие методы численного моделирования динамики систем тел, был разработан программный комплекс «Универсальный механизм» (УМ) для анализа динамики механических систем в самых разных научно-технических отраслях, таких как железнодорожный, автомобильный и гусеничный транспорт. Комплекс УМ получил признание в отечественном научно-исследовательском сообществе. Например, за последние 20 лет практически весь вновь создаваемый подвижной состав железных дорог в ведущих НИИ России: ВНИИЖТ, ВНИКТИ, Уралвагонзавод, РГУПС и др. рассчитывается с привлечением комплекса УМ и при активном участии членов коллектива научного направления. Также ведётся практическое научное сотрудничество с такими организациями, как Институт космических исследований, Росатом. Комплекс УМ известен и за пределами России. География пользователей включает европейские, азиатские, американские и австралийские компании и университеты.

В 2005 г. была создана научно-исследовательская лаборатория «Вычислительная механика» (НИЛ «ВМ») в целях повышения уровня исследований в области компьютерного моделирования динамики механических систем, а также для привлечения профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов университета к выполнению соответствующих научно-исследовательских работ.

Сотрудники лаборатории продолжают работу над разработанным ими программным комплексом «Универсальный механизм», предназначенным для моделирования динамики и кинематики плоских и пространственных механических систем. В настоящее время в лаборатории работают либо с ней активно сотрудничают 5 докторов наук, около 10 кандидатов наук и более 10 студентов и аспирантов, все являются сотрудниками БГТУ. Новые научные результаты, получаемые членами научного коллектива, регулярно публикуются в рецензируемых и индексируемых научных изданиях России и за рубежом, а также обсуждаются на международных конференциях самых разных направлений – Всероссийский съезд по теоретической и прикладной механике, Мехтриботранс, отраслевые конференции по железнодорожной и автомобильной тематике, летние научные школы, европейские конференции, такие как ECCOMAS, Euromech, американские ASME IDETC и другие.

Разработанный программный комплекс применяется в учебном процессе и для выполнения серьезных научных исследований во многих российских и зарубежных университетах, а также на промышленных предприятиях для выполнения прикладных исследований. Сотрудники лаборатории кандидаты наук: Р.В. Ковалев, Г.В. Михеев, О.Н. Дмитроченко, В.А. Симонов, В.Н. Языков, А.К. Буйвал, А.В. Сакало и др.

Ученый с мировым именем, доктор технических наук профессор И.И. Кириллов явился основателем научной школы «Турбостроение» (в настоящее время – «Совершенствование работы и поиск путей повышения экономичности теплоэнергетических установок») (основана в 1951 г.), в которой проводились разработки по двум основным научным направлениям: аэродинамические исследования проточных частей паровых и газовых турбин и интенсификация процессов тепломассообмена в теплообменных аппаратах энергетических установок. Проблеме повышения экономичности и надежности работы основных элементов паро- и газотурбинных установок посвящались исследования по заказам Брянского машиностроительного завода, Калужского турбинного завода, Ленинградского металлического завода, Кировского завода и завода «Экономайзер» (г. Ленинград), Уральского турбомоторного, Харьковского турбогенераторного и др. заводов, а также ЦКТИ им. И.И. Ползунова, ВТИ им. Ф.Э. Дзержинского и др. НИИ. Для выполнения исследований аэродинамики проточной части тепловых турбин в короткие сроки, практически с нуля, была создана лаборатория турбомашин, по своим показателям практически не уступавшая передовым лабораториям подобного рода в МЭИ, МВТУ им. Н.Э. Баумана, ЛПИ им. М.И. Калинина, ХПИ и др. Научное направление по экспериментальным исследованиям по интенсификации процессов теплообмена в теплообменных аппаратах энергоустановок, разработка и внедрение в практику промышленного использования поверхностей повышенной турбулентности было создано С.С. Берманом.

Значительный вклад в изучение этих и других вопросов внесли доктора технических наук, профессора К.В. Фролов, В.А. Иванов, А.И. Кириллов, В.Т. Буглаев, Б.Д. Билека, А.Д. Межерицкий, А.П. Сопанкевич, Л.М. Дыскин, В.И. Никишин, А.А. Апостолов и др.

Брянская научная школа «Технология машиностроения» зародилась в 70-е гг. XX в. под руководством доктора технических наук профессора Рыжова Э.В. В своем развитии она прошла путь от технологического обеспечения шероховатости и контактной жесткости до технологического обеспечения и повышения качества поверхностного слоя (показателей шероховатости, волнистости, физико-механических свойств) и эксплуатационных свойств деталей машин и технологической оснастки (контактной жесткости, износостойкости, усталостной прочности, динамической контактной прочности, герметичности, коррозионной стойкости, прочности посадок). Большой вклад в развитие и становление научной школы внесли последователи Э.В. Рыжова – А.Г. Суслов, Е.А. Памфилов, В.С. Харченков, В.И. Аверченков, В.П. Федоров, О.А. Горленко, В.П. Тихомиров, В.Б. Ильицкий, А.В. Тотай, О.Н. Федонин, А.В. Хандожко, А.Н. Прокофьев, С.В. Давыдов и др. В настоящее время Брянская научная школа технологов ведет работы по различным направлениям: инженерия поверхности деталей машин и обеспечение качества изделий на всех стадиях жизненного цикла (руководитель – д.т.н., проф. Суслов А.Г.); сертификация и управление качеством продукции (руководитель – д.т.н., проф. Горленко О.А.); надежность технологического обеспечения качества поверхности и эксплуатационных свойств деталей машин (руководитель – д.т.н., проф. Федоров В.П.); технологическое обеспечение качества изделий при автоматизированном проектировании (руководитель – д.т.н., проф. Аверченков В.И.); инструментальное обеспечение качества поверхностного слоя деталей (руководитель – д.т.н., проф. Хандожко А.В.); технологическое обеспечение коррозионной стойкости деталей при механической обработке (руководитель – д.т.н., проф. Федонин О.Н.); автоматизированное адаптивное управление качеством поверхностного слоя деталей машин (руководитель – д.т.н., проф. Петрешин Д.И.) и др.

В начале 90-х годов в вузе сформировалась научная школа «Исследование новых информационных технологий в области инновационного производства и управления социально-экономическими системами», которая получила свое развитие в связи с расширением научных интересов технологической научной школы.

Основатель школы - В.И. Аверченков, доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Почетный работник высшей школы, академик МАИ, МАСИ.

В 1987 г. организовал научно-исследовательскую лабораторию САПР и создал первый компьютерный класс в институте на базе СМ ЭВМ. В 1992 г. на базе этой лаборатории по решению Министерства образования РФ был создан Областной центр новых информационных технологий, который стал основным координирующим научным и учебно-методическим центром в области информатизации образования Брянской области.

В 2003г. в коллективом научной школы была организована новая кафедра «Компьютерные технологии и системы», на которой в период 2003-2012 гг. были открыты новые специальности в сфере информационных технологий.

Становление научной школы было связано с выполнением ряда госбюджетных и хоздоговорных работ, наиболее значимые из них следующие:

1) Проведение научных исследований по созданию отдельных программ по решению технологических задач: автоматизация проектирования режущих инструментов и технологических процессов их изготовления (1985-1987 гг.).
2) Моделирование процессов технологической наследственности (1987-1990 гг.).
3) Разработка программных комплексов для первых персональных ЭВМ для подготовки инженерных кадров при решении конструкторско-технологических задач (1992-1997 гг.).
4) Создание комплексных САПР-ТП для промышленных предприятий (2002-2005 гг.).
5) Разработка информационных систем в области аудита информационной безопасности (2010-2013 гг.).
6) Автоматизация обеспечения технологичности конструкций изделий в условиях применения интегрированных САПР (CAD/CAM/CAE-систем) (2004-2014 гг.).
7) Исследование и применение технологий 3D-прототипирования для решения научных, образовательных и производственных задач (2013-2014 гг.).

За годы становления и развития научной школы были подготовлены: 1 доктор технических наук, 30 кандидатов технических наук, созданы в университете две новых кафедры, созданы 5 научных и учебных лабораторий, организованы два малых инновационных предприятия, выполнено НИР для промышленных предприятий Брянской области и его государственным научно-техническим программным комплексам на сумму более 30 млн. руб., издано более 60 монографий и учебных пособий по рассматриваемой проблеме, проведено более 20 международных и региональных научных конференций.

За последние годы научная школа получила общественное признание, представители научной школы неоднократно награждались медалями и дипломами международных выставок и конференций.

Наиболее значимый вклад в развитие научной школы внесли: профессора: А.В. Аверченков, В.М. Кожухар; доценты: В.А. Шкаберин, М.Ю. Рытов, А.В. Аверченков, Ю.М. Казаков, А.Г. Подвесовский, А.А. Кельнер, Ю.А. Малахов, М.В. Терехов, В.А. Беспалов и др.

При Брянском государственном техническом университете развивается с 2002 г. нетрадиционное направление исследований по тематике социально-техногенного развития мира и жизни, основанное на значительном числе научных дисциплин, которое заложило фундамент для Брянской научно-философской школы социально-техногенного развития мира. С самого начала формирования группы исследователей на общественных началах была образована по наименованию «Брянская научно-философская школа исследований социотехноприродных процессов и социально-техногенного развития мира». Речь, конечно, шла об интегрированных процессах. Школа изначально базировалась на междисциплинарных исследованиях, но ее отделяло от массы подобных в мире исследований то, что в основе множества используемых дисциплин ее цементирующим ядром выступала философия.

Организатором школы стал Демиденко Эдуард Семенович [4], окончивший в 1954 г. школу с серебряной медалью на Украине и в 1959 г. – Брянский институт транспортного машиностроения (ныне – БГТУ). Избран действительным членом Российской Экологической Академии (1995), Международной Академии информатизации и ряда других. В 2011 г. Э.С. Демиденко ставит перед Российской Академией наук вопрос о подключении к таким исследованиям большинства академических институтов, поскольку некритическое увлечение экологической проблематикой в мире, когда погибает биосфера, упускает вопросы социально-техногенного развития жизни и смены эволюции жизни от биосферно-биологической к социотехнобиологической с потерей в ближайшие два столетия почвенного покрова, а с ним и биосферной природы.

Впоследствии при поддержке РАН и Отделения общественных наук РАН в Брянском государственном техническом университете проводятся две международные междисциплинарные конференции по фундаментальным и прикладным проблемам современного социально-экономического и экономико-экологического развития «Экономика в условиях социально-техногенного развития мира» (2016, 2017).

За 15 лет школой, в которую входит сейчас 8 докторов и 5 кандидатов наук, был проведен большой объем научно-исследовательских работ, притом на общественных началах. Тем более по острейшим глобальным вопросам и проблемам, которыми не занимается организованно никто в мире, ограничиваясь всего лишь проблематикой экологии. Ученые научной школы издали в 2002-2017 гг. 50 монографий, учебных пособий и сборников научных работ, более 100 статей в центральных журналах, 300 статей в других изданиях. 20 монографий и книг получили признание видных специалистов на различных конкурсах в России. В целом более 40 раз ученые становились победителями и лауреатами Всероссийских и региональных конкурсов, посвященных развитию науки, техники и иных инноваций: в Москве, Сочи, Брянске, Калининграде и других городах. Основными работниками школы являются ученые философских, технических, экономических, биологических и исторических наук: доктора наук – Э.С. Демиденко, Е.А. Дергачева, А.В.Корсаков, В.В.Мирошников, Н.В. Попкова, А.Ф. Степанищев, Ю.Т. Трифанков, А.Ф.Шустов, кандидаты наук – В.Г. Горбачев, Н.Н. Лапченко.